Стиль плюс скорость
Марка Mini неразрывно связана с именем известного британского гонщика Джона Купера. Еще до того, как в конце 50-х годов первые серийные Mini появились у дилеров, он разработал их более мощные версии. Так состоялось рождение легенды — модификаций Cooper и Cooper S. До сих пор эта фамилия тесно связана с английским автомобильным брендом. Совершенно неудивительно, что Майк Купер, сын легендарного спортсмена, а по совместительству и владелец тюнинг-ателье имени отца, еще до выхода на рынок нового Mini думал над его заряженным собратом. И вот такой автомобиль появился в России.
Основой для этого тюнингового автомобиля послужил серийный Mini Cooper S. Напомню, что эта самая мощная заводская версия машины, оснащенная 1,6-литровым турбодвигателем, развивает 163 л.с. На первый взгляд — очень приличный и даже немного чрезмерный потенциал для модели, вес которой едва превышает тонну, не так ли? Но британцам из John Cooper Works и этого показалось мало.
От заводских модификаций тестовый Mini отличается главным образом технической начинкой. Англичане установили под капот более эффективный и высокооборотистый компрессор, в результате чего превратили Mini в подобие УРС — управляемого ракетного снаряда. По своим ходовым качествам автомобиль не уступает чистокровным спортивным машинам: 200 л.с., которые достигаются при 6950 об/мин, позволяют этому сгустку энергии развивать максимальную скорость в 226 км/ч (против 218 км/ч у стандартного Cooper S). Представляете себе ощущения водителя? Правда, со всеми отсюда вытекающими последствиями — жесткой, «табуреточной», подвеской, необычайно острым рулевым управлением. Новый компрессор также позволил использовать модифицированные головку блока цилиндров и систему управления двигателем. Специальный прямоточный глушитель обеспечивает темпераментному Mini соответствующее звуковое сопровождение: о том, что этот автомобиль приближается, вы узнаете еще до того, как он появится в поле зрения.
Однако мощность — не самое важное в этом Mini. Куда более впечатляет крутящий момент мотора. Он составляет 240 Нм, которые достигаются при 4000 об/мин. Откровенно говоря, цифра не выдающаяся, но напомню, что машина весьма легковесна. Так, для спурта с 80 до 120 км/ч ей требуется лишь 5,6 секунды. Практически при любом темпе движения под правой ногой водителя остается приличный козырь, так что никаких стрессов при обгонах на узких дорожках я не испытывал. В этом и кроется вся соль.
А вот со стартом все не так замечательно. Если на секунду отвлечься и забыть, что под тобой тюнинговый автомобиль с форсированным мотором объемом всего 1,6 литра, то на светофорах легко прослыть «чайником». Дело в том, что старт с места с едва нажатой педалью акселератора приводит к тому, что машина элементарно глохнет — не хватает тяги, то есть силовая установка стала менее эластичной. Это, пожалуй, единственный недостаток доработки. Мотор заметно прибавил прыти, однако лишился части крутящего момента на низких оборотах. Образовался так называемый turbo lag, то есть до того, как турбина выходит на рабочие обороты, автомобиль тянет не слишком охотно. Зато после 3000 об/мин начинается истинная вакханалия, которая не прекращается вплоть до момента, когда срабатывает ограничитель оборотов — на отметке семь с половиной тысяч. Все машины вокруг вдруг кажутся безобразно медлительными. А потом мельком взглянешь на огромный белый блин спидометра в центре передней панели и ужаснешься — скорость то уже перевалила за 160 км/ч! Странно, ведь были же на пути и крутые повороты — мне наверняка пришлось перед ними притормаживать, кого-то я точно сгонял ксеноновыми фарами из ряда. Когда же я успел так разогнаться? Да, с Mini от John Cooper Works нужно держать ухо востро. Пусть звучит банально, но автомобиль на самом деле словно постоянно подзуживает водителя: «Давай, я могу больше!»
А вот подвеска и тормоза остались стандартными. В том, что они справляются с возросшим темпераментом — заслуга спецов из BMW. Действительно, запас надежности у этой даром что крохи весьма велик. Любые возникающие скольжения совершенно просто, я бы даже сказал — интуитивно, гасятся рулем или педалью газа. Никаких неожиданных реакций! Приятно поражает и сбалансированность машины, то есть то, как сочетаются мотор и 6-ступенчатая коробка передач. Переключения в ней настолько точны и выверены, что промахнуться мимо нужной передачи не сможет даже вчерашний выпускник автошколы.
Чтобы подчеркнуть спортивный характер тюнингованного Mini, компания John Cooper Works предлагает для автомобиля внешний обвес (меж тем, хозяин протестированного автомобиля предпочел фирменному комплекту спойлеров детали компании MS Design — расширители колесных арок, прикрученные к кузову стильными незамаскированными болтами, боковые «юбки», заднее антикрыло и накладки на бамперы), соответствующие потенциалу спортивные сиденья с развитой боковой поддержкой, а также гигантские для такой крохи 18-дюймовые колеса. Хотя, честно говоря, и сам Mini отнюдь не выглядит обыденно. Это касается и внешности, и салона. Взять хотя бы неповторимый ряд переключателей на центральной консоли — каждый хромированный рычажок отделен от соседнего изогнутой перегородкой из стального прута миллиметров пять в сечении. Класс! Такого еще ни у кого не было. Или сияющий шарик-набалдашник рычага коробки передач, потрогать который рука тянется сама собой, помимо воли. На мой взгляд, специалисты John Cooper Works вполне резонно не стали кардинально вмешиваться в стиль машины — он и так хорош.
Как все начиналось
Смешно было бы предположить, что Майк Купер создавал этот Mini в гараже собственного коттеджа. Принадлежащее ему ателье John Cooper Works, основанное его отцом, отлично известно в автомобильном мире. История компании началась еще в конце 40-х годов, когда Джон Купер зарегистрировал фирму Cooper Car Company. Вскоре он начал производство компактных гоночных автомобилей. Как известно, автоспорт штука весьма обременительная для бумажника. Британец посчитал, что недорогой гоночный автомобиль будет пользоваться популярностью, и не прогадал. Одна из его разработок — Cooper 500 — открыла путь в гонки многим спортсменам. Одним из его первых клиентов был сам Стерлинг Мосс. За рулем первого автомобиля «Формулы-2» фирмы Cooper, тогда еще имевшего двигатель спереди, сидел пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио. В конце 50-х годов, когда среди победителей соревнований еще можно было найти гонщиков-любителей, первый Cooper с задним расположением двигателя выступал наравне с такими грандами, как Ferrari и Maserati, которые в то время делали ставку на переднее расположение мотора.
В 1958 году Стерлинг Мосс на автомобиле Cooper добился первой победы в чемпионате мира на болиде с задним расположением двигателя — эта концепция в королевских гонках властвует и поныне. В 1959 году Джек Брэбхэм завоевал на Cooper первый из двух титулов в Кубке конструкторов «Формулы-1».
Однако Джона Купера привлекали не только формульные гонки. В 60-е годы он добился многочисленных успехов и в ралли на усовершенствованном Mini Cooper. Но, несмотря на большие достижения и популярность, производство модели Mini Cooper — всего было изготовлено 150 тысяч экземпляров — было прекращено компанией ВМС, к тому времени уже давно владевшей производством, в 1971 году. Но Mini оставался на конвейере.
Известный гонщик и его сын Майк, тем не менее, сохранили жизнь легендарному названию. Чтобы удовлетворить растущий спрос на автомобили Cooper, в 80-е годы они выпускали тюнинговые комплекты и принадлежности, которые позволяли превратить серийный Mini в заряженный Mini Cooper.
В 1990 году Mini Cooper, который тогда «жил» под крышей Rover Group, снова был возвращен к жизни. Спрос на маневренный маленький автомобиль не ослабевал, и John Cooper Works выпускала тюнинговые комплекты для двигателя и ходовой части бессмертного классического автомобиля вплоть до окончания его производства. Эти «киты» поставлялись любителям Mini во всем мире. Теперь, с появлением модели следующего поколения, работы у британцев заметно прибавилось.
Параллельно с Cooper S компания John Cooper Works разработала комплект деталей и для его менее мощного собрата, лишенного в названии литеры S. Он включает в себя модифицированную головку блока цилиндров с более высокой степенью сжатия, измененную электронику управления двигателем, а также спортивные воздушный фильтр и глушитель. Модернизация позволяет увеличить отдачу мотора до 126 л.с, (против стандартных 116-ти), которые достигаются при 5750 об/мин. Максимальный крутящий момент увеличивается до 155 Нм при 4700 об/мин. В результате этого легкого тюнинга Mini Cooper разгоняется до 204 км/ч, а отметку 100 км/ч стрелка спидометра преодолевает через 8,9 секунды после старта.
Наконец, пожалуй, самое главное — во что выльется переделка стандартного Mini Cooper S. Комплект деталей вместе с работой стоит порядка восьми тысяч долларов. Но они кажутся вполне разумной тратой — взамен вы получаете суперстильный автомобиль с отменным темпераментом и отточенной управляемостью, которым позавидуют иные спорткары.
Текст: Сергей Ильинский.
Фото: Сергей Ильинский.
вернутьcя в раздел
на главную страницу